Надувные лодки и аксессуары к ним.
В данной статье речь пойдет о надувных лодках — судах, к которым большинство людей привыкло относиться не очень серьезно. Мы попробуем вас переубедить.
Преимуществом надувных лодок является относительная простота транспортировки. Весельную надувную лодку или байдарку, а также лодку, рассчитанную на установку небольшого мотора, как правило, может перевозить один человек, — она свободно помещается в рюкзак средних размеров. Для перевозки более крупных надувных судов и моторов к ним вам уже потребуется автомобиль, но специальный прицеп для перевозки обычно не требуется.
Надувные лодки обычно имеют небольшую осадку, поэтому их удобно эксплуатировать на мелководье. В случае, когда на пути вам попадется непреодолимое препятствие, например пороги, плотина и т.д. лодку в большинстве случаев можно пронести по берегу силами нескольких человек. Важным преимуществом надувных лодок является простота хранения. В сложенном состоянии лодка не займет много места в гараже или в квартире.
Перечисленные достоинства сделали надувные лодки весьма популярными во всем мире. Они широко используются для туристических прогулок, рыбалки, охоты, служат патрульными судами, шлюпками на небольших яхтах. Надувные лодки широко применяются как спасательное средство на самолетах и кораблях.
Недостатки надувных лодок — низкий (по сравнению с жесткокорпусными судами) уровень комфорта, несколько худшая управляемость, более скромные динамические характеристики при такой же мощности двигателя и меньшая прочность.
Российский рынок надувных судов достаточно широк. В зависимости от целей, для которых будет использоваться лодка и финансовых возможностей, вы можете приобрести лодки отечественного или импортного производства, весельные или рассчитанные на установку двигателя. Существуют лодки с жестким стеклопластиковым корпусом и надувными бортами, на многие лодки возможно установить двигатель с дистанционным управлением. Выпускаются лодки, рассчитанные на установку тента.
Виды надувных лодок.
Как мы уже говорили надувные лодки можно в зависимости от конструкции разделить на гребные и моторные.
Гребные лодки имеют обычно достаточно простую конструкцию. Надувные борта здесь разделены на несколько отсеков, поэтому даже в случае повреждения (прокола) одного из них лодка будет оставаться на плаву. Пайолы (пол) надувных гребных лодок могут быть как полужесткими ( в материал днища вставлены несколько кусков пластика или фанеры), так и жесткими (из фанеры, легкого сплава). Для удобства гребли, а также, в ряде случаев, для придания корпусу надувной лодки большей жесткости между бортами вставляется жесткая банка (скамейка), остальные сидячие места могут иметь вид надувных подушек.
Гребные лодки могут применяться для рыбалки, охоты, туристических походов на небольшие расстояния и просто для отдыха на воде. Для более серьезных походов некоторыми предприятиями отечественной промышленности выпускаются надувные байдарки, которые конечно не такие быстроходные, как традиционные байдарки, но гораздо легче транспортируются и быстрее готовятся к плаванию. Наиболее популярными в нашей стране являются гребные лодки отечественного производства (в основном ярославские и уфимские). Это вызвано их невысокой стоимостью, и, в общем, невысоким качеством и отсталостью технологии.
Лодки, рассчитанные на установку подвесного двигателя, могут достаточно сильно отличаться по конструкции, в зависимости от мощности двигателя и предполагаемых условий эксплуатации.
Основным отличием этих лодок от гребных является то, что у них есть жесткий транец, на который крепится двигатель. Естественно, для более мощных двигателей нужны более прочные транец лодки и элементы его крепления к корпусу.
Надувные лодки, как и суда с жестким корпусом, могут быть рассчитаны на плавание в глиссирующем или водоизмещающем режиме. Если лодка рассчитана на установку небольшого двигателя мощностью 2 — 3 л.с., то она, скорее всего, не сможет выйти на глиссирование, поэтому дно в такой лодке не обязательно должно быть полностью жестким. Обычно в таких лодках пайолы делаются либо надувными, либо усиливаются поперечными рейками. Эти лодки так же, как и гребные, достаточно легко транспортируются силами одного — двух человек, так как умещаются в специальный рюкзак для переноски, а двигатели малой мощности весят сравнительно немного (2,5 сильный импортный 10-12кг.).
Лодки, рассчитанные на установку более мощного подвесного мотора, ходят обычно в глиссирующем режиме, и комплектуются жесткими пайолами, позволяющими лодке уверенно глиссировать с высокими скоростями.
В соответствии с европейскими правилами эксплуатации надувных лодок, суда длиной более 3 метров не должны иметь плоское днище (это отрицательно сказывается на ее управляемости и курсовой устойчивости), поэтому импортные лодки достаточно больших размеров (как правило более 2.3 м длиной) имеют днище, сделанное в форме «глубокого V». Лодки или катера с жестким пластиковым или алюминиевым днищем, имеющим форму «глубокого V» и надувными бортами называются лодками RIB (Rigid Inflatable Boats). Эти суда могут достаточно легко переноситься силами нескольких человек и при этом имеют все преимущества судов с жестким корпусом — высокие мореходные качества, прочное дно, возможность установки мощного двигателя (до 150 л.с., а иногда и гораздо выше), отличные динамические характеристики (для некоторых лодок с жестким дном и надувными бортами скорость 100 км/ч не является пределом). Все эти преимущества лодок RIB сделали их очень популярными во многих европейских странах и Америке.
Материалы для надувных лодок.
Большинство надувных лодок, продающихся в нашей стране, изготавливаются либо из армированных эластомеров (различных разновидностей резины и неопрена) или из армированных и не армированных (пленочных) пластомеров (поливинилхлоридные материалы PVC с различными добавками).
Ткань, из которой изготавливаются резиновые лодки, состоит из переплетенного синтетического корда или хлопчатобумажной ткани, которые с обеих сторон покрыты резиной или неопреном. Основными недостатками резиновой ткани является невысокая прочность, высокая вероятность отрыва резины от корда, низкая устойчивость к морской воде, воздействию нефтепродуктов, ультрафиолетового излучения, истиранию, гниению и плесени. Основным достоинством эластомерных материалов на основе резины является низкая стоимость по сравнению с неопреном или ПВХ, поэтому лодки ярославского и уфимского производства, в которых они используются, достаточно дешевы. Моторные лодки (особенно рассчитанные на установку мощного двигателя), сделанные из резиновых тканей не очень надежны из-за невысокой прочности материалов.
Поливинилхлоридные материалы, из которых изготавливаются надувные лодки, бывают двух типов — пластомеры для сварки швов и пластомеры для ручной склейки швов. Пластомеры для сварки швов применяются французской фирмой ZODIAC, использующей технологию сварки (сварка более предпочтительна, чем склейка, вследствие существенно большей прочности шва). Пластомеры для склейки швов в свою очередь подразделяются на специальные лодочные ткани и тентовые ткани. В конструкции большинства импортных надувных лодок используются специальные лодочные пятислойные пластомерные ткани (в основном корейского производства). Они так же, как и резиновые, имеют переплетенный синтетический корд в качестве основы, но сверху основа покрывается не резиной, а поливинилхлоридом с различными добавками. Пластомерные материалы по сравнению с эластомерами обладают большей прочностью на истирание, большей устойчивостью к морской воде и нефтепродуктам, кроме того, здесь меньше вероятность того, что произойдет отслаивание ПВХ от корда.
Тентовые ткани — трехслойные, как следует из названия, используются для изготовления тентов (например, из этой ткани изготавливаются тенты на прицепах «дальнобойных» грузовиков). Тентовые ткани производятся в Финляндии или Чехии. Они обладают несколько худшей прочностью и адгезией (сцеплением ПВХ с тканевой основой), чем специальные лодочные пластомеры, но превосходят по качеству резину.
Лодки, изготовленные из тентовых тканей, не сертифицируются в Европе, но сертифицируются в России, поэтому используются несколькими отечественными фирмами, производящими моторные надувные лодки.
Некоторыми европейскими фирмами освоено производство лодок из хайполона-неопрена. Этот материал применяется в основном там, где серийность производства небольшая, так как хайполон удобно клеить, но невозможно сваривать. При этом этот материал достаточно дорог. Тем не менее, его широко применяют при мелкосерийном производстве лодок специального назначения (военные и профессиональные применения).
Российский рынок надувных лодок.
Отечественный рынок надувных лодок достаточно многообразен, поэтому рассказать о продукции всех фирм, представленных в наших магазинах, невозможно. Мы расскажем только о крупнейших производителях. Отечественные лодки уфимского и ярославского производства изготавливаются из резиновых тканей и имеют очень низкую стоимость. Питерская фирма MNEV&Co занимается производством более дорогих и качественных лодок из ткани ПВХ.
Импортные лодки представлены, в первую очередь, фирмой ZODIAC, изготавливающей широкий спектр (более 80 типов от 2 до 10 метров длиной) лодок во Франции из 5-ти слойной армированной ткани ПВХ со сварными швами. Американская фирма QuickSilver, с производством в Корее, также изготавливает лодки склеенные из специального лодочного ПВХ. Широко известны также лодки украинской фирмы БРИГ (BRIG), склеенные из аналогичных тканей и ничем не уступающие лодкам Quicksilver. Широко известны недорогие лодки фирмы SEVILOR, произведенные в США и Китае из неармированных ПВХ-пленок.
УФА «УЗЭМИК»
Как мы уже упоминали, уфимские лодки изготавливаются из резиновой ткани. Все уфимские лодки — гребные, на установку подвесного двигателя они не рассчитаны.
Одноместные лодки — «Чиж-1» и «Ветерок-1» не имеют уключин. Их короткие весла напоминают лопатки, поэтому долго грести на них достаточно утомительно. Эти лодки подойдут тем, кто любит охотиться или рыбачить в одиночку.
Двухместные «Омега-2», «Айгуль» и «Уфимка-22» уже оснащены уключинами и имеют нормальные алюминиевые или деревянные весла. Эти лодки подойдут не только рыбакам, но и любителям небольших водных прогулок.
«Турист-3» рассчитан на троих человек. Эта лодка конечно не является полноценным туристическим судном из-за своей тихоходности, но вполне подойдет для сплава по спокойным речкам. Лодка «Идель» может принять на борт до восьми человек и имеет тент.
«ЛИСИЧАНКА»
Лодки резиновые Лисичанка — это настоящая классика среди надувных лодок, но, тем не менее, пользуются большим спросом среди рыбаков и охотников благодаря невысокой цене и малому весу. Лисичанкие резиновые лодки, цены которых на порядок ниже по сравнению с аналогичными моделями лодок российского производства и надувных лодок из материала ПВХ способны полностью удовлетворять потребности рыбаков долгие годы. Основным производителем надувных лодок данного сегмента в Украине является Лисичанский завод резинотехнических изделий, модельная линейка которого позволяет выбрать резиновую лодку для рыбалки в соответствиями с требованиями различного покупателя. Помимо доступной цены и малого веса, главным достоинством резиновых лодок по сравнению с ПВХ является стойкость материала к минусовым температурам, не теряет эластичность. В нашем интернет магазине Вы всегда можете купить резиновые лодки недорого.
Самые популярные модели резиновых лодок: БАЙКАЛ, ЭРЛАН, ЧАЙКА, ЯЗЬ, СТРИЖ, КАТРАН.
«ЯРОСЛАВРЕЗИНОТЕХНИКА»
Спектр лодок, выпускаемых ярославским заводом резиновой техники достаточно широк. Во-первых, — это надувные байдарки.
Одноместные байдарки «Ласточка-11» и «Ласточка-11М» имеют грузоподъемность 120 кг, надувные сиденья и массу — 12 и 13 кг соответственно. Двухместные байдарки «Ласточка-21» и «Ласточка-21М» также имеют надувные сиденья и весят 18 и 19 кг соответственно.
Одноместные гребные лодки «Нырок-11» и «Иволга-1» имеют надувные сиденья и надувные днища. «Нырок-12» и «Язь-1Р» также рассчитаны на одного человека. Они тоже имеют надувное сиденье, а дно здесь мягкое, не надувное.
Двухместные «Нырок-21» и «Язь-21» имеют мягкое дно и надувные подушки сидений. «Язь-21Н» рассчитан на двоих человек, комплектуется мягким дном, одной жесткой банкой и одним надувным сиденьем. Двухместные лодки с надувным дном — «Нырок-41», «Иволга-21» и «Язь-22». Две первых лодки имеют надувные сиденья, а последняя — одно жесткое и одно надувное.
Трехместный «Язь-3» имеет грузоподъемность 300 кг. У него мягкое дно и два сиденья — одно надувное, второе — жесткое. «Язь-4Н» рассчитан на четырех человек и имеет две жесткие банки и дно, усиленное поперечными деревянными рейками.
Модели «Язь-2,5» и «Язь-31» рассчитаны на установку подвесных моторов мощностью 2,5 и 3 л.с., берут на борт двух и трех человек и имеют решетчатую слань и надувное дно соответственно. Надувные лодки серии «Орион» — это уже серьезные моторные лодки. Они выполнены по классической схеме моторок, с жестким транцем. «Орион-3» и «Орион-5» рассчитаны на установку двигателей 3 или 5 л.с. и имеют решетчатые стлани. Лодки, предназначенные для установки более мощных двигателей, имеют жесткие днища, позволяющие им уверенно передвигаться в глиссирующем режиме и надувные кили, улучшающие управляемость и курсовую устойчивость лодок.
«Орион-8» рассчитан на двигатель мощностью 8 л.с., «Орион-10» — 10 л.с., «Орион-20» — 15 л.с., а «Орион-25Н» может ходить под 25-сильным мотором.
Недостатком ярославских лодок является то, что они изготавливаются из резиновых тканей, а достоинством — сравнительно невысокая цена (например, гребная лодка «Нырок-41» стоит около $60, а самая дорогая моторная лодка «Орион-25» — около $600).
MNEV&Co
MNEV&Co — одна из старейших российских фирм, производящих надувные лодки. Лодки MNEV&Co больше других отечественных лодок напоминают импортную продукцию. Гребная лодка «Вуокса» рассчитана на двух человек, имеет надувное дно и весит всего 12 кг, что позволяет легко взять ее с собой даже в пеший поход.
Гребная «Медуза» комплектуется двумя жесткими банками и способна принять на борт двух или трех человек. В зависимости от желания заказчика «Медуза» оснащается мягким дном или реечным настилом, а также может комплектоваться съемным транцем для подвесного мотора малой мощности. Моторный «Краб» выпускается в трех модификациях — R275, R285 и R310, имеющих длину 275, 285 и 310 мм и рассчитанных на двигатели 5, 8 и 12 л.с. Все эти лодки имеют реечное дно и укладываются в две сумки, которые вместе с мотором легко размещаются в багажнике автомобиля.
Модель «Скат» также имеет три модификации S330, S360 и S390. Они имеют жесткое днище и рассчитаны на двигатели мощностью 15, 25 и 30 л.с. соответственно. Эти лодки также упаковываются в две сумки. «Фаворит Складной» выпускается в модификациях F420, F450 и F470 (цифровое обозначение соответствует длине лодки в сантиметрах).
На лодки устанавливаются двигатели мощностью 30, 35 и 40 л.с. Надувные лодки этой серии имеют жесткий настил и подойдут для спасателей, рыбаков, моряков, геологов, аквалангистов и многих других. Лодки этой серии транспортируются и хранятся в трех сумках рюкзачного типа.
«Форель Пластик» имеет пластиковый корпус с глиссирующими обводами и небольшую длину (260 или 300 см.) лодка может по желанию клиента комплектоваться двигателем «Джонсон» мощностью 5 или 12 л.с. На наш взгляд, лодки этой серии лучше всего подойдут для роли шлюпки на парусной или моторной яхте средних размеров. Перевозится эта лодка в специальной сумке-чехле на верхнем багажнике автомобиля. «Фаворит-Пластик» имеет жесткий пластиковый корпус и дистанционное управление двигателем. Сиденье водителя похоже на мотоциклетное (водитель сидит на нем верхом), а в просторном кокпите может разместиться еще пять человек. Максимальная мощность подвесного двигателя — 40 л.с.
«Стрингер Пластик» — большая лодка с пластиковым корпусом длиной 5,5 метров имеющим прямоугольные обводы. Этот катер может взять на борт до 10 человек, имеет дистанционное управление и может оснащаться двигателем мощностью до 150 л.с. Он подходит для обслуживания соревнований, буксировки воднолыжника, спасательных работ и т.д. Для перевозки катера необходим специальный трейлер.
Отдельно стоит упомянуть о модели «Рафт». «Рафт-1» и «Рафт-2» имеют длину 4,8 и 5,5 метров соответственно и предназначены для сплава по бурным рекам.
ZODIAC
Французская фирма ZODIAC — признанный мировой лидер в производстве надувных лодок. Все лодки ZODIAC изготавливаются из специального пятислойного ПВХ, причем швы этих лодок не проклеиваются как на лодках других фирм, а свариваются, что придает швам гораздо большую прочность. Гарантия на материал всех лодок ZODIAC составляет 5 лет, и эта гарантия реально поддерживается у нас в стране. Лодки серии Cadet — малые вспомогательные суда (тендеры). Они имеют либо жесткие пайолы из морской фанеры, либо днище усиленное поперечными рейками. Лодки этой серии имеют длину от 2,0 до 3,1 м и рассчитаны на установку двигателей от 4 до 10 л.с. в зависимости от модификации.
Серия Cadet Yachtline имеет улучшенный дизайн и комплектуется встроенными пайолами (поперечными элементами жесткости) из фанеры красного дерева, придающими днищу лодки дополнительную жесткость. Пайолы сворачиваются и разворачиваются на «рояльных» петлях вместе с лодкой, поэтому ее можно очень быстро собрать или разобрать. Лодки этой серии имеют длину 260, 285 и 310 см и рассчитаны на двигатели мощностью 4, 8 и 10 л.с. в зависимости от модификации.
Лодки серии Cadet Fastroller имеют жесткие сотовые надувные пайолы, которые придают им легкость и компактность. Длина лодок — от 260 до 340 см, а максимальные мощности двигателя — от 4 до 15 л.с. Следующая серия Touring S объединяет более крупные лодки длиной от 3,5 до 4,2 м с жесткими пайолами и двигателями мощностью от 25 до 40 л.с.
К серии Futura S относятся более серьезные лодки со специальной запатентованной формой корпуса, улучшающей управляемость. Суда этой серии имеют длину от 3,5 до 4,7 м. и комплектуются двигателями мощностью от 30 до 60 л.с., как правило, с дистанционным управлением.
Серия Futura Fastroller отличается системой надувных пайол, которые делают эти лодки легкими и компактными.
ZODIAC Futura Sport в профиль сильно напоминает водный мотоцикл, поставленный внутрь обычной надувной лодки. Двухместное сиденье защищено ветровым стеклом. Максимальная мощность двигателя составляет 50 л.с., скорость — до 80 км/ч.
Yachtline 1 Rib — самые простые стеклопластиковые лодки с надувными бортами производства фирмы ZODIAC. Длина этих лодок, стеклопластиковый корпус которых имеет форму «глубокого V», составляет 2,75, 3,1 или 3,4 м. Лодки рассчитаны на двигатели от 8 до 25 л.с.
Более изысканные Yachtline 2 Deluxe имеют дистанционное управление и длину от 3,4 до 4,2 метров. В зависимости от варианта эти лодки оснащаются двигателями 30 — 50 л.с.
Yachtline 3 Club-RL — это настоящие морские катера с жестким дном и надувными бортами. Длина этих лодок — 4,9 или 5,95 м, а максимальная мощность двигателя — 90 или 150 л.с.
Лодки серии Cherokee имеют прямоугольные обводы корпуса и прекрасно подходят для туристических поездок, т.к. имеют массу запирающихся рундучков для мелочей и много места для поклажи на палубе. Лодка выпускается в двух модификациях длиной 4,4 и 4,8 м, которые рассчитаны на двигатели 50 или 60 л.с.
Серия Pro II — это лодки, сохраняющие устойчивость даже в штормовых условиях. В зависимости от модели лодки этой серии имеют длину от 4,2 до 6 метров, могут перевозить от 7 до 16 человек и рассчитаны на двигатели мощностью от 40 до 120 л.с.
Лодка ZODIAC Pro Open очень комфортабельна и быстроходна. Она имеет удобные капитанское и пассажирское сиденья, рундук в рулевой колонке, крепления для удочек, стола, мачту для крепления воднолыжного фала. Лодка имеет длину 5,5 м и рассчитана на двигатели мощностью до 120 л.с.
Помимо перечисленных лодок можно приобрести различные спасательные плоты ZODIAC и лодки профессионального и военного назначения.
BRIG
Харьковская фирма BRIG совсем недавно появилась на российском рынке. Лодки BRIG изготавливаются из специального пятислойного ПВХ-материала корейского производства. Сборка лодок производится вручную, швы проклеиваются (не свариваются как у лодок ZODIAC). Помимо высокого качества сборки и материала, из которого изготавливаются лодки, изделия BRIG отличаются невысокой (по сравнению с качественными лодками импортного производства) ценой, близкой к ценам на лодки корейского производства.
Серия Dingo включает восемь различных модификаций лодок длиной от 200 до 330 см. Модели D200S, D240S, D265S и 285S имеют полужесткие стлани (поперечные рейки в днище лодки), которые позволяют быстро разбирать и собирать лодку, не вынимая стлани из днища. Модели D265, D285, D300 и D330 имеют сплошной жесткий настил с надувным кильсоном. Для лодок этой серии используются двигатели мощностью от 3 до 15 л.с.
Серия Baltic включает 6 различных спортивных лодок длиной от 265 до 460 см. Все лодки имеют жесткое днище с надувным кильсоном и рассчитаны на двигатели от 10 до 40 л.с. Дополнительно эти лодки могут комплектоваться дистанционным управлением двигателем.
Серия Impulse включает две лодки длиной 400 и 455 см. Лодки имеют жесткий настил с надувным кильсоном. Днище имеет форму «глубокое V». В стандартном варианте лодки этой серии комплектуются жесткими сиденьями, а в варианте DE LUXE — приборной панелью с дистанционным управлением, мягкими сиденьями и защитным тентом. Максимальная мощность двигателей для этих лодок составляет 25 и 30 л.с.
Рабочие шлюпки серии Heavy-duty рассчитаны в основном на профессиональное применение. Две модификации длиной 420 и 460 см. обладают очень высокой грузоподъемностью — 800 и 1000 кг. соответственно, что позволяет использовать их для перевозки грузов.
Лодка имеет жесткий настил и надувной кильсон, придающий днищу форму «глубокого V». Шлюпки рассчитаны на применение двигателей мощностью 40 и 50 л.с. и могут дополнительно оснащаться стойкой дистанционного управления.
В прошлом сезоне BRIG впервые представил серию лодок с жестким дном (RIB). К этому классу относятся лодки серии Falcon. Они имеют длину от 3 до 5 м и выпускаются в комплектациях Base (только стандартное оборудование), SPORT (лодка оборудованная центральной двухместной стойкой с системой дистанционного управления) и DE LUXE (лодка с дистанционным управлением, мягкими креслами и контейнером для снаряжения). В зависимости от размеров лодки этой серии оснащаются двигателями от 20 до 70 л.с.
Как выбрать надувную лодку?
Сколько людей — столько и мнений. И если вы не проживаете на берегу озера Байкал будет закономерным вопрос- «Каким образом доставлять лодку к воде?»
Для меня весьма критичным является такое свойство, как:
1. Вес и размеры в собранном состоянии
Если лодка не будет умещаться в багажник легкового автомобиля, то сие изделие я даже не рассматриваю. При непредвиденных обстоятельствах в дальних походах, меня от берега , со всем моим скарбом, сможет забрать любой таксист. Да и к местам спуска на воду удобнее добираться на своей, а не нанимать фургончик.
Далее определите предпологаемый состав команды Вашего судна, учитывая их массу, массу лодочного мотора и вес необходимой поклажи (тент, канистра, АКБ, запас воды, продовольствия и т.д.).
В сумме получается:
2. Желаемая грузоподъемность
Не факт, что если вы нагрузите лодку до ее номинальной грузоподъемности, то получите удовольствие от такой езды.
Даже при установленном, с максимально допустимой мощностью моторе, такая лодка может не выходить на глиссирование и Вы потеряете как минимум вдвое от ее расчетной скорости.
Из своих наблюдений считаю, что в этом случае необходим запас в 1,4 — 1,5 раза.
Но для некоторых лодок это очень индивидуально. От совести «пивовара». Что он заявит? Вода ли при такой загрузке через борта не польётся, либо лодка и вправду будет иметь достаточно хороший ход.
Консультируйтесь с коллегами, продавцом.
Возможно Ваш выбор пал на небольшую лодку с мягким днищем и подвесным транцем, тогда все, вышесказанное не будет для Вас принципиально. С двигателем 2 — 3 л/с они уверенно ходят, взависимости от загрузки 7- 10 км/ч.
Но если хочется, что бы ветер в ушах и стыла кровь в жилах то однозначно:
3. Жесткие слани и киль
С мягким дном ей никак не выйти из воды, киль же существенно прибавит устойчивости на поворотах, при волне и порывах ветра.
Каждому когда-нибудь приходилось идти на вёслах или наблюдать, как это делают другие. И если, вдруг, Вы сделали гребок вместо двух вёсел одновременно только одним, то сразу же лодка сбивается с прямого курса. Так вот, чем меньше у лодки выражен киль, тем сильнее она отклонится от курса при несимметричном гребке. Почти также будет себя вести лодка, идущая с мотором. Если мотор установлен по верхнему пределу допустимой мощности, то при управлении лодкой на высоких скоростях она будет рыскать и даже небольшая волна будет вносить коррективы в курс движения. С маломощным мотором такие эффекты мало ощутимы и ими можно пренебречь. Исходя из вышесказанного, казалось бы, нужно использовать лодки только с сильно выраженной килеватостью. Тем более, что такая лодка ещё и лучше будет резать волну, тем самым уменьшая вибрацию и качку. Но если бы не одно “но”. Процесс выхода на глиссирование и само глиссирование от килеватости лодки имеет обратную зависимость. Чем более плоское днище у лодки, тем легче и быстрее она перейдёт в глиссирующий режим. И при этом для глиссирования будет достаточно двигателя меньшей мощности. Исходя из вышесказанного можно дать конкретную рекомендацию: Если Вы планируете ставить на лодку двигатель с мощностью по верхней границе допустимого, то берите килевую. Если по нижней, то отлично будет служить и плоскодонная.
4. Транец
должен быть надежный. Здесь следует обратить внимание на его толщину, наклон, покраску и защиту. Толщина транца под моторы до 15 л. с. должна быть не менее 25 мм, под более мощные — 35 мм и более. Под импортные моторы, транец должен иметь наклон 4-6 градусов. В этом случае легче отцентровать лодку, перемещая груз, и отрегулировать наклон «ноги» мотора — с тем, чтобы винт вкручивался в воду строго горизонтально и на максимальных оборотах, что даст лучший упор, а значит, обеспечит режим работы двигателя и его КПД. Лодка не будет «дельфинировать», а винт не станет хватать воздух. Поверхность транца должна быть покрыта краской на основе 2-компонентной эпоксидной смолы — это надежнее, чем покрытие, скажем, эмалевыми красками. Верх торца транца должен быть защищен специальным ПВХ-профилем, чтобы не размочалить фанеру, из которой он сделан.
Вклейка транца. У большинства импортных лодок он вклеен с помощью ПВХ-профиля — транцедержателя, который при накачке баллонов изгибается. Его П-образные стороны надежно держат вклеенный транец. Очень хорошее инженерное решение!
5. Баллоны
Итак, транец вклеен в баллоны, и если они — квелые, то при работе двигателя он будет раскачиваться, и винт начнет отбрасывать струю не строго горизонтально, а переменно: то вверх, то вниз, что негативно скажется на эксплуатации лодки. Давление в баллонах. 240-250 миллибар — таково давление в баллонах большинства импортных лодок. Почему? Потому, что меньшее не обеспечивает стабильность транца при использовании подвесных моторов в глиссирующем режиме. Но как добиваются такого показателя? Здесь следует обратить внимание на используемую ткань: чем они толще, тем лучше. С чего бы это одна лодка значительно легче другой при одинаковых размерах? Просто в первом случае ткань, из которой сделана лодка, легче. Потрогайте и сравните.
6. Швы
Конечно, они должны быть очень надежными. Желательно, проклеенными несколько раз. Именно на них приходятся критические нагрузки. Конечно, вам никак не проверить, при каких условиях склеивалась лодка (влажность до 30%, температура 21-22°С) и добавлялся ли в клей отвердитель (очень дорогой компонент; клей для склейки лодок — 2-компонентный), что обеспечивает 100% полимеризацию склеиваемых поверхностей в течение 10-12 часов. Но, тем не менее, следует внимательно осмотреть все швы в лодке — хуже не будет. 250 мБар — именно с такой силой ступни взрослого человека (весом 80 кг) давят на поверхность земли. Просто попросите продавца постоять на баллонах понравившейся вам лодки или встаньте сами. Если баллон под вами проминается, то давление меньше рекомендуемой величины.
7. Исполнение
Несколько походов по крупным водохранилищам (Волгоградское, Горьковское) склоняют к мысли, что в таких водоемах не редко штормит до 3 — 4 баллов и на лодке с «морским» сертификатом будет комфортнее.
Цвет, внешний вид, возможность установки ходового тента и конечно же, название вашей субмарины тоже имеют не последнее значение. Поговорив с продавцом, узнайте гарантии, и адреса сервисных служб и т. д.
Опыт эксплуатации надувных лодок.
В мае 2001-го купил для водных прогулок Ярославскую
«Язь 31», в настоящее время она выпускается с индексом «Язь 3М».
Несмотря на свои габариты (3000 Х 1250 мм) и массу в 28 кг лодка легка в управлении на весельном ходу.
Паспортная грузоподъемность в полне соответствует. «Язь 31» легко берет на борт 3-х человек средней комплекции, правда места для багажа, в этом случае остается совсем немного.
Предпочтительные места для плавания — небольшие реки, прибрежные зоны озер и водохранилищ. В больших водоемах, даже при лёгком волнении, высоты борта в 330 мм. оказывается недостаточно, захлестывают брызги.
Лодка изготовлена из прорезиненой ткани на основе капрона и при надлежащем уходе (своевременная мойка и просушка) по прошествии 4-х лет не имеет ни одного видимого дефекта.
Борта лодки внутренними перегородками делятся на три самостоятельных отсека, что обеспечивает плавучесть с полной загрузкой при повреждении одного из отсеков.
Надувное днище увеличивает запас плавучести, придает каркасность и жесткость всей конструкции, позволяет эксплуатировать лодку при низких температурах окружающей среды. На подвесном деревянном транце, закрепляемом при помощи формовых деталей (резиновых бобышек) есть возможность установить мотор мощностью до 3-х л.с. Что по прошествии месяца я и сделал- приобрел
«Mercury 2.5»
Мотор вполне надежный, перебоев с пуском и в движении не случалось ни разу. Для запуска достаточно дернуть раз, максимум 3 раза пусковую рукоятку. Пластиковый винт крепится 4мм. штивтом, фиксирует его обычный шплинт и процедура замены гребного винта займет у Вас не более 3 минут. Кроме плоскогубцев, в этом случае ничего не потребуется.
Полуторалитрового встроенного бака Вам будет достаточно на 3 часа движения на среднем ходу, однако при положении «полный газ» расход топлива будет составлять 0,8 — 0,9 л/час.
Удобная ручка для переноски и малый вес двигателя (12 кг.) позволяют легко с ним перемещаться.
Судя по колличеству израсходованного масла, на своем «Mercury 2.5» я отходил уже не менее 60 часов. Никаких изменений, «шепчет», как новенький.
Установленный на «Язь 31» он показывает неплохой ход в 9 — 10 км/ч с двумя пассажирами.
(Измерял при помощи GPS навигатора в спокойной воде, вверх и вниз по течению. Взял среднее арифметическое).
Главное правильно разместить людей и поклажу. То, какую форму примет не жесткое надувное дно, будет существенно влиять на скорость. Придется поэксперементировать.
Прогулка по таким рекам, как Ока и Клязьма в летний период будет для Вас сплошным удовольствием. Мотор практически не издает шума и его присутствие совсем не ощущается.
Однако речке с сильным течением «Mercury 2.5» не соперник. Поездка вверх по реке становиться утомительной.
Тем не менее неплохо сплавляться и вниз, где в условленном месте Вас с лодкой и мотором сможет «принять на борт» даже маленький автомобильчик типа «Ока». Основное неудобство «Язя» в том, что транец по своей конструкции, установлен недостаточно жестко, а как бы упирается в надувной баллон лодки. На полном ходу, при давлении воздуха в баллонах всего на 10% ниже нормального, мотор уже стоит не вертикально, а своим «сапогом» стремится «залезть» под днище. Какая уж тут скорость? Один из клапанов видимо немного пропускал, периодически, каждые полтора-два часа приходилось выходить на берег, подкачивать.
Спустя три года решил взять лодку таких же габаритов, но «покрепче». Подвернулась по случаю бэушная
Л-290
Длина 2900 мм, Ширина 1350 мм, Диаметр баллона 360 мм.
Лодка намного серьезнее, встроенный жесткий транец, защищенный профилем и жесткие слани из фанеры.
Изготовлена из пятислойной ткани, произведенной фирмой «Scantarp» (Финляндия). Синтетическая основа, с двухсторонним покрытием PVC.
Материал масло- и бензостойкий, имеет высокую стойкость к воздействиям окружающей среды и механическим повреждениям, позволяет хранить лодку при температуре от -40 до +70. Т.е. не только в квартире или теплом гараже, но и на балконе. Мойку и сушку лодки не обязательно выполнять сразу после использования, а сделать в удобное для Вас время. Но при размещении лодки на хранение необходимо принимать во внимание, что материал PVC очень «нравится» крысам. Поэтому такую лодку в местах потенциального обитания крыс или мышей лучше не оставлять.
Баллоны склеены по технологии, аналогичной методу холодной сварки, надёжный шов «стык в стык».
При всех преимуществах, вес (25кг.) немногим меньше «Язя 31». Максимальная мощность мотора 5 л.с.
Поэтому с «Mercury 2.5» лодка «пошла» не намного быстее чем «Язь». Скорость в 12-14 км/ч была для нее пределом.
Но управляемость, стойкость к волне удобство посадки и размещения «дельных» вещей- налицо. Дно-то теперь жесткое.
Уже не надо ёрзать и мостится, как на «Язе», с целью изменить геометрию днища для улучшения хода.
В конце нынешнего сезона взял на тест Mercury 5M Так же как и «2,5» одноцилиндровый двухтактный двигатель с ручным запуском, румпельным управлением, встроенным топливным баком. Но конструкция двигателя совсем иная.
Коробка передач (вперед-назад), выхлоп через ступицу винта. Предусмотрена возможность установки генератора (50/25 Вт). Конструкция подвески имеет положение для работы мотора на мелководье.
Помимо 2,5 л.- встроенного бака, поставляется 12 л.- внешний с топливопроводом и «грушей». Вес мотора 20кг.
Л-290 разгоняется с ним до 30 км/ч.
Вот это уже дело. После 30 секунд с момента старта при скорости 12,5 км/ч выходит на глиссирование, далее, в течении 20 секунд скорость достигает максимума- 30 км/ч. И это при загрузке в 200 кг.
Как и «Mercury 2.5», «Пятерка» практически не издает шума. В колпаке двигателя установлена шумоизоляция. Пассажиры могут без напряжения разговаривать на ходу.
Лодка ведет себя вполне устойчиво, лишь при прохождении сильных водоворотов и порывах ветра приходится слегка корректировать курс.
Расход топлива на среднем ходу составил 1,5 л/ч, на полном 2,0 л/ч. Суммарный 8 л/100 км.
Любителям дальних походов рекомендую найти для своей лодки:
1. Ходовой тент
Лето в наших широтах, последние годы уж больно дождливое, а ясное утро- к обеду непредсказуемо.
Мне вполне знакома ситуация, когда идешь под тучным небом и загадываешь- «Авось пройдет мимо».
И если не прошло, то уже под проливным дождем Вы причаливаете к берегу, в спешке, кое как устанавливаете палатку. Перегружаете в неё все вещи из лодки, снимаете лодочный мотор, саму надувнушку- вверх дном… И за день так бывало по несколько раз.
Под тентом в дождь идти с мотором тоже не совсем удобно, видимость уже не та. Не продумана система вентиляции, часть выхлопа попадает вовнутрь. Проблему можно снять отсоединив края тента спереди от борта.
На скорость, особо не влияет, ходил с таким тентом 25 км/ч.
Стоит от 130 у.е, но сохранит много нервов и здоровье.
2. Сумка, устанавливаемая на банку (сидение)
Все необходимое — у Вас под рукой, будь то фотоаппарат, карты, навигатор, сигнальные средства, бутылка наконец.
Станет больше, и без того маленькая полезная площадь внутри лодки. Вы сможете спокойно менять положение корпуса, переставлять ноги и т.п. Чуствуя себя свободно- получите максимум удовольствия от отдыха.
3. Сумка, закрепляемая в носовой части
Полезные свойства те же самые. Не буду повторяться.
Очень удобно для пассажира, находящегося на носу.
Даже в случае переворачивания лодки, эти аксессуары сберегут многие, крайне необходимые Вам вещи.
4. Чехол для подвесного мотора
Сделает переноску мотора более удобной, убережет Ваш двигатель от несильных ударов и сохранит его товарный вид. Что в дальнейшем позволит съэкономить Вам не одну сотню у.е. при последующей продаже.