Зимнее хранение, ремонт и окраска лодок.
Условия зимнего хранения на берегу.
Перед подъемом на берег судно следует полностью разоружить: снять мачту и такелаж, сиденья, пайолы; освободить все рундуки и цистерны; перенести на берег весла, аккумуляторы и т. п. Желательно, чтобы место зимней стоянки было, по крайней мере, на 1 м выше уровня воды в половодье.
Судно, в зависимости от его размеров и обводов, следует установить на специальные подкладки, лекальные кильблоки или сани.
Располагая под корпусом кильблоки или подпорки (рис. 24, рис.125), необходимо следить, чтобы в местах опоры обшивка была подкреплена изнутри достаточно жесткой конструкцией — поперечной переборкой, усиленным шпангоутом, фундаментом двигателя. Важно расположить опоры под двигателем и другими районами сосредоточенных нагрузок, а также равномерно распределить вес на все опоры (в противном случае корпус за время зимней стоянки может получить нежелательный прогиб). Деревянное судно лучше расположить на зимовку носом на юг или юго-запад, чтобы весной солнце одинаковое время грело оба борта. В противном случае один из бортов непременно рассохнется и растрескается.
Сани для мотолодки.
Сделать сани для легкой мотолодки несложно. К двум продольным балкам-полозьям 3 крепят сквозными болтами 4 носовые и кормовые кильблоки /, обшитые сверху войлоком или другим мягким материалом 2 (рис. 126). На таких санях будет удобно и передвигать судно, подкладывая под полозья катки.
Если судно хранится на открытом воздухе, сани лучше поставить на козлы или стойки — врытые в землю четыре столба с перекладинами. Для хорошей вентиляции высота стоек над землей должна быть не менее полуметра; такая высота делает и весенний ремонт более удобным.
Разборные сани для яхты или катера.
Сани для тяжелых катеров с большой килеватостью и яхт имеют более сложную конструкцию (рис. 127). В два продольных бруса 1 (300×200 мм) врезают замком и крепят болтами 2 такие же поперечины 7, на которые в дальнейшем ложится киль судна. В местах заделки поперечин закрепляют на болтах-шарнирах 6 откидные упоры 3, угол наклона которых задается раскосинами 5. На срез упора набивают войлочную подушку 4, чтобы не повредить борт судна.
В таких санях удобно красить борта, поочередно отодвигая упоры. Летом сани можно хранить в разобранном виде.
Сечения продольных и поперечных брусьев, упоров и раскосин зависят от веса судна; длину саней выбирают с таким расчетом, чтобы расстояние между упорами не превышало 1,5 м.
Установка судна на подпорках.
Если на изготовление саней нет времени, судно можно раскрепить подпорками, подложив под киль брусья-подкладки сечением 250×250 мм. Верхние концы подпорок лучше упереть в привальный брус, чтобы они не соскальзывали. Подпорки могут упираться и в скулу (обязательно напротив шпангоута); в этом случае надо проложить под них клинья. Нижние концы подпорок закрепляют вбитыми в грунт колышками.
Чтобы каждую осень не тратить Время на поиски подходящих брусьев, кольев и бревен, есть смысл изготовить постоянные раздвижные стойки-подпорки из металлических труб диаметром 40—80 мм (желательно не слишком тяжелых). Стойки можно сделать телескопическими из двухчастен, вставляемых одна в другую или соединяемых на муфтах, и просверлить в них отверстия по высоте для фиксации высоты болтом.
В верхнюю часть металлической стойки (рис. 128) вваривают штифт 2 диаметром 12—20 мм. Затем из дерева изготовляют колпак-наконечник 4, надеваемый на конец трубы 1; он должен поворачиваться на штифте на некоторый угол для плотного прилегания к лекальной поверхности борта. Наконечник надо обить мягкой тканью 3.
При установке опор и подкладок необходимо учитывать прочность корпуса судна и отдельных его наружных частей. Например, нельзя подкладывать брус под шпору руля — за зиму катер просядет, и руль заклинится в подпятнике. Подпорки во всех случаях надо ставить на набор, лучше всего против переборок или усиленных шпангоутов. При тонкой обшивке между опорами и корпусом нужно проложить обрезки досок, распределяющие давление на большую площадь.
Подкилевые брусья должны находиться под местами расположения наибольших грузов — тяжелого двигателя, балласта и т. п. Повторим — все подкладки и подпорки должны быть нагружены равномерно, иначе корпус может прогнуться, появится водотечность.
Легкие лодки лучше укладывать днищем вверх (рис. 129); иногда есть смысл сделать для них стеллажи, может быть, даже в два-три яруса.
Подготовка лодки к зимовке.
Поднятое для зимнего хранения судно надо сразу же вымыть снаружи и изнутри, начиная с подводной части, пока она не успела подсохнуть. Слизь, водоросли и ракушки снимают жесткой щеткой, прочный слой ракушек -мелким песком. Район ватерлинии приходится вытирать бензином или керосином, чтобы удалить с краски следы мазута и масла. Надводный борт обычно достаточно промыть мыльным раствором (один кусок хозяйственного мыла и 400 г соды на 10 л воды) при помощи щеток. Промытый борт следует насухо протереть ветошью, одновременно ободрав отставшую краску и очистив пазы от выдавленной конопатки.
Тщательно убирают мусор и грязь из внутренних помещений, прочищают шпигаты, а затем моют трюм подcланями (вывинтив предварительно сливную пробку), места хранения топлива и различных запасов, камбуз, гальюн и т. п. Мыть нужно щетками, мыльно-содовым раствором до тех пор, пока не перестанет ощущаться запах бензина, масла и гнили.
Бачки и цистерны, после того как из них слиты вода и остатки горючего, надо очистить от шлама и слизи.
Прежде чем укрыть судно чехлом, обеспечьте хорошую вентиляцию всех внутренних помещений и отсеков; уберите полики, откройте все рундуки и шкафчики, люки, двери, жалюзи и т. п. Если есть возможность, входные двери и крышки люков лучше оставить чуть приоткрытыми (подложив клинья-прокладки). Уплотняющую резину на люках, пробках и т. п. нужно промазать густым раствором мела.
Подвески, защелки и все другие металлические части, оставляемые на судне, очищают от ржавчины и грязи и смазывают тавотом или другой густой смазкой. Хромированные и никелированные детали покрывают аэрозольной жидкостью или тонким слоем того же тавота.
Детали с резьбой, такие, как талрепы, болты-задрайки, пробки, надо развинтить, очистить от ржавчины, смазать тавотом с графитным порошком и снова собрать.
Краткие советы по подготовке к зиме стационарного двигателя — см. стр. 174. Здесь отметим лишь, что обязательно надо спустить воду из системы охлаждения двигателя, закрыть кингстон и заглушить выхлопную трубу, плотно укрыть моторный отсек от попадания влаги.
Осушительный насос надо разобрать, движущиеся части промыть в керосине, протереть и смазать маслом.
Судно, подготовленное к зимнему хранению, надо еще раз тщательно осмотреть и определить степень износа конструкций, чтобы зимой сделать некоторые детали и заготовки, необходимые для ремонта.