Как отбить ватерлинию.
Процесс окраски корпуса судна заканчивается отбивкой ватерлинии. Ровная и правильно — на месте отбитая ватерлиния украшает судно. Каждую весну ее приходится заново прочерчивать и не всегда удается сделать это точно по старому месту. Чтобы ежегодно не тратить время на эту хлопотливую работу, отбейте ватерлинию осенью по заметным загрязнениям борта и (при деревянном корпусе) прорежьте — углубите ее острой стамеской на 1 — 1,5 мм. Весной достаточно наклеить по прорезанной линии узкие полоски пластыря или клейкой бумажной лепты — можно прокрашивать ватерлинию. (Кстати, полосками пластыря или клейкой бумаги отбивают также границу отлакированной и окрашенной поверхностей, поверхностей разных цветов и т. д.).
На корпусе только что построенного судна наметить ватерлинию проще всего при помощи шлангового уровня — двух стеклянных трубок, соединенных резиновой трубкой и заполненных подкрашенной жидкостью (рис. 157). Установив судно без крена и на ровный киль (или с желаемым дифферентом), подводят одну трубку А к начальной точке С на форштевне или миделе, намеченной соответственно заданной осадке, а затем по уровню жидкости в передвигаемой вдоль корпуса второй трубке Б наносят на борт риски горизонтальной линии. По рискам на края ватерлинии наклеивают клейкую бумагу. Верхнюю кромку ватерлинии в носу и корме надо немного поднять; не забудьте и о ширине (высоте) самой ватерлинии.
Есть еще один способ отбивки ватерлинии. У судна, стоящего на ровном киле и без крена, ставят в носу и корме козелки со строго горизонтальными верхними кромками, расположенными на уровне расчетной ватерлинии. Работу выполняют два человека. Намелив прочный шнур, они натягивают его с одного козелка до другого таким образом, чтобы он касался корпуса в средней части судна (рис. 158, а); затем один из работающих (а при большой длине судна — третий) оттягивает шнур за середину и отпускает его: на корпусе остается меловой след. Перемещая обе точки крепления шнура вдоль горизонтальных кромок козелков, постепенно намечают ватерлинию все дальше в нос и в корму.
Поднять верхнюю кромку ватерлинии у форштевня можно с помощью клина, закрепленного к носовому козелку высокой частью к ДП (рис. 158, б) уже после пробивки горизонтальной нижней кромки.
Накрашивая полосу ватерлинии в кормовой части, под подзором, сделайте ее пошире, с учетом наклона днища, иначе ватерлиния сбоку будет смотреться, как опущенная вниз (рис. 158, в).
Приготовление свинцовых красок.
Все свинцовые краски, кроме свинцового сурика, выпускаются в продажу как густотертыми, так и готовыми к употреблению (разбавленными). Первые могут храниться в плотно закупоренной таре до двух лет, вторые — не более года. Готовую, но долго пролежавшую краску надо тщательно перемешать и, возможно, добавить в нее свежей олифы, если образовалась толстая пленка или толстый слой желеобразной (окисленной) олифы.
Густотертые краски разводят по таким соотношениям: на 100 вес. ч. свинцовых белил — 24 вес. ч. олифы; на 100 вес. ч. желтого крона — 44 вес. ч. олифы; на 100 вес. ч. зеленого крона — 35 вес. ч. олифы. Вводить олифу следует постепенно, в два-три приема, при тщательном размешивании после каждого добавления. Свинцовый сурик обычно хранится в порошке. Для приготовления краски в сурик постепенно добавляют льняную олифу. В общей сложности ее должно быть не более 20—23% по весу. (В таком сочетании сурик образует наиболее прочно держащийся слой краски с водонепроницаемой пленкой.) Применение конопляной олифы резко снижает качество краски, а использование подсолнечной — недопустимо. Сурик должен высыхать при температуре воздуха 18—20° С и влажности не более 80%. Через 24 ч он непригоден (сухой свинцовый сурик и олифа могут храниться раздельно неограниченное время).
Расход красок и срок сушки.
Расход красок на 1 м2 площади одним слоем: свинцового сурика и цинковых белил 0,1$Р—0,160 кг; цветных красок светлых тонов 0,140—0,160 кг, а темных 0,100— 0,130 кг.
Расход эмалей: светлых тонов 0,11—0,13 кг, темных 0,08—0,10 кг.
Срок сушки красок при температуре 18—20° С: масляных — 72 ч, глифталевых и пентафталевых эмалей — 24 ч, нитроэмалей — 1 ч.
После окончания окраски и до спуска судна на воду покрытие должно просохнуть в течение четырех суток.
Мази для полировки корпуса.
Для уменьшения шероховатости окрашенной поверхности рекомендуется нанести один слой лака: по пентафталевым краскам — лака ПФ-170, по глифталевым краскам — лака ФПВ-ЮТ-20.
Глифталевые эмали (краски) хорошо полируются; поверхность эмали будет почти зеркальной, если ее слегка прошкурить тонкой шкуркой и протереть сукном с полировочной мазью.
Изготовить такую мазь весьма несложно. В нагреваемый на плите котелок последовательно опускают церезин, воск (пчелиный или какой-либо другой) и парафин. По мере плавления массу перемешивают. Следует избегать перегрева и возгорания смеси. Котелок снимают с огня и к расплавленной массе при энергичном перемешивании добавляют тонкой струей необходимое количество скипидара. Для удобства хранения и употребления рекомендуется приготовленную таким образом мазь еще в горячем и, следовательно, жидком состоянии разлить в железные банки от краски.
Мы приводим три рецепта мази, которые, по нашему мнению, наиболее удачны (табл. 7).
Таблица 7. Рецепты мази для полировки корпусов
Мазь наносят тонким слоем на наружную поверхность корпуса лодки. Затем поверхность энергично растирают и полируют шерстяной тряпкой до получения блеска.
«Мази пригодны для полировки любых деревянных изделий.
Как «защититься от краски.
При окраске вертикальных и особенно «потолочных» поверхностей краска всегда стекает по ручке вниз и пачкает руки и одежду работающего.
Если на ручку кисти надеть небольшой кружочек из пенопласта, можно будет избавиться от подтеков краски (рис. 159).
Хранение кистей.
При перерыве в работе не более суток кисть можно оставить в банке с краской. Если перерыв больше, но до семи суток, кисть следует поместить в сосуд с водой или скипидаром. Для более длительного хранения кисть нужно отжать, промыть в соляре или керосине, хорошо просушить и завернуть в ветошь или целлофан.
Если краска на кисти засохла, опустите ее на сутки в сырое льняное масло, а после этого подержите немного в горячем скипидаре и протрите.
Высохшие кисти из-под лака достаточно вымыть в горячей воде с мылом и просушить.
Во всех случаях, когда кисть находится в краске, воде или скипидаре, она не должна касаться дна сосуда во избежание деформации волоса. Для этого, например, можно просверлить в ручке кисти отверстие диаметром 3,5—4 мм, в которое вставляется проволока (рис. 160).