Чтобы лодка не тонула.

Чтобы лодка не тонула, она должна обладать гарантированным запасом плавучести, способным поддерживать ее на плаву. По закону Архимеда объем этого запаса плавучести (обычно в виде блоков пенопласта или полых «воздушных» герметичных бачков) должен быть численно равен весу корпуса лодки, мотора и людей; естественно, при погружении в воду они и сами вытесняют определенный объем, что следует учесть при расчете.

Вес заполненной водой лодки G3 можно определить по формуле

G3=Gk*K1+Gп2+Gд*Кд

где Ск — вес корпуса, кгс; Gп — вес палубы, рубки и всего закрепленного оборудования, кгс; Gд — вес двигателя, кгс; K1, K2, Kд — коэффициенты плотности материалов корпуса, надстройки и двигателя (см. табл. 4; знак минус означает, что материал обладает избыточной плавучестью). Для подвесных моторов Kдобычно равен 0,55; для установок со стационарными двигателями —0,75.

Таблица 4 Коэффициенты плотности различных материаловПлотность материалов для постройки лодки.

Определим, например, «погруженный вес» лодки, построенной из легких сплавов, с мотором «Вихрь». Вес корпуса лодки Ск = 110 кгс; вес оборудования (дерево) Gk = 15 кгс; вес двигателя Gд = 48 кгс.

G3 = 0,63*110 + (—0,78)*15 + 0,55*48 = 84 кгс.

Следовательно, чтобы эта лодка с мотором оставалась на плаву при полном затоплении водой, нужно в ее корпусе закрепить герметичные емкости или пенопласт общим объемом 84 куб. дециметра. А для того, чтобы лодка в случае аварии могла надежно поддерживать плавающих рядом и держащихся за нее пассажиров, на каждого из них нужно предусмотреть еще по 8 дм3 пенопласта — такова норма Регистра СССР для любых спасательных приборов.

Универсальный камелек-камбуз.

Газовую горелку закрепляют в топке обычного камелька с выводом регулятора подачи топлива (если он есть) к передней дверце 1 (рис. 110). Топливо подается из баллона по резиновому шлангу 3, присоединенному к металлической трубке, идущей от горелки внутри камелька.Камелек-камбуз.

Баллон закрепляют так, чтобы он не нагревался и легко вынимался для заправки. Горелку можно снять и топить печку дровами или углем. На таком камельке можно готовить пищу при любых обстоятельствах.

                                                  Туристский примус на кардане.Туристический примус на кардане.

Приготовление пищи на маленьком судне в свежую погоду дело не простое. Чтобы как-то приспособиться к качке и крену, газовые, бензиновые плиты или примусы устанавливают в кардановых подвесах.

На рис.  111 показан кардан для бензинового туристского примуса. Примус 1 устанавливают внутри подвеса на сегменте-противовесе 8, который подвешивают к кардановым кольцам (внутреннему и внешнему 2) па четырех  болтах 7  (М6 Х 60).   Кольца соединяют и  крепят к фланцу 4,  врезанному в стол  на  полуосях 5 (М5 Х 14). Между кольцами прокладывают шайбу (12 x 1,9). Трехлитровая  кастрюля  (диаметром  180 мм) спокойно стоит на конфорке такого  примуса при крене до 30°. Кофейник, имеющий   меньший диаметр, стоит на« подвесе   при крене до 45°. Стальной противовес (~5,5 кгс)   надежно    балансирует   трехлитровую   кастрюлю.   Детали,   изготовленные   из обычной стали,  необходимо   оцинковать.

Чтобы установить подвес, нужен столик размерами в плане 300×300 мм.

Крепление посуды на плите.

Сделать посуду на плите неподвижной можно с помощью нехитрых приспособлений, показанных на рис. 112. Привинтите по краям плитки стальные (или из легкого сплава) угольники. Сделайте в их вертикальных полках пропилы и отверстия.Крепление посуды на плите яхты.

 Теперь можно не сомневаться, что, имея набор металлических полос и проволочных держателей с крючками на концах, вы надежно закрепите на ,камбузе любую кастрюлю или чайник.

Еще один простой вариант крепления кастрюли над горелкой,   пригодный  для  речных  катеров,   показан  на рис. 113. Дужки-держатели кастрюли нужно согнуть из сталистой пружинящей 4-миллиметровой проволоки.Фиксаторы кастрюли на плите.

Отверстия диаметром 5 мм для установки дужек высверливаются в рейках ограждающего ящика через 10 мм, фигурный изгиб дужек не позволит кастрюле касаться стенок (зазор должен быть порядка 40 мм).

Походная  посуда.

В путешествии не до сервизов и хрусталя, но обойтись без посуды еще никому не удавалось. Рекомендуем следующий минимальный комплект «на три персоны»: 10-литровое эмалированное или алюминиевое ведро для воды (питьевой), 5-литровая кастрюля (котелок), кастрюля (котелок) на 3,5 л, кастрюли на 2 л и 1,5 л. Одно из достоинств такого комплекта — кастрюли укладываются одна в другую, как матрешки. Внутрь последней 1,5-литровой кастрюли помещается комплект пластмассовой туристской посуды (миски, кружки, ложки). Комплект весит около 4 кгс.