Покраска

Валик экономит время.

Большие ровные поверхности удобно окрашивать с помощью валика. Однако прежде аккуратно окрасьте кистью (флейцем) углы, лекальные и узкие участки, т. е. все те места, которые невозможно окрасить валиком.Валик для окраски судна.

Много краски на валик не набирайте. Обмакнув его в краску, проведите им раз-другой по решетке, сделанной из металлического листа (поз. 7 на рис. 156), а уже потом вынимайте из ведра. Сначала сделайте несколько мазков крест-накрест, а затем разотрите их вдоль основного направления окраски.

Если нужно получить очень гладкую поверхность, нанесите первые два слоя краски валиком, зашлифуйте неровности мелкой наждачной шкуркой и окончательную окраску производите кистью.

Валик нетрудно изготовить самому.

Вырезанный из поролона валик наденьте на трубку, которую необходимо зафиксировать стопорными шайбами / на оси с изогнутым концом 5. Остается только насадить ручку от напильника или стамески. Валик может быть и деревянным (поз. 2)Тогда на него наклеивают обрезки синтетических дорожек 3, клочки искусственного меха (с коротким ворсом) и пр. Клей не должен растворяться в краске.

Как правильно красить.

Малярную кисть опускают в краску не глубже, чем на треть длины щетины.

Краску накладывают тонким слоем, чтобы она не давала подтеков и не пузырилась, когда подсохнет.

Повторно опускать кисть в краску можно лишь после того, как будет полностью израсходована краска, набранная на кисть раньше.

Кисть старайтесь держать не у корня, а за ручку и перпендикулярно к окрашиваемой поверхности. Делайте ровные длинные мазки без сильных нажимов. Закончив мазок, отрывайте кисть, не размазывая краску. Малые поверхности проходите одним мазком во всю длину. Пройдя часть поверхности в одном направлении, сейчас же пройдите ее в другом — перпендикулярном предшествующему, но уже с меньшим нажимом и меньшим количеством краски на кисти. Окончательные мазки всегда наносятся вдоль окрашиваемой поверхности (например, на вертикальной плоскости в вертикальном направлении), без нажима, почти сухой кистью.

Во время работы помешивайте краску, чтобы она сохраняла постоянную густоту и цвет.

Перед повторной окраской проверьте, хорошо ли просох предыдущий слой: краска, нанесенная поверх непросохшего слоя, впоследствии отстанет от поверхности.

В сырую погоду красить нельзя.

Чем красить деревянный корпус.

На полностью очищенный от старой краски или новый корпус придется положить 3—4 слоя краски.

Первый слой — грунт. В качестве него может применяться чистая олифа, цинковые или свинцовые белила (для надводной части) и свинцовый сурик (для подводной части). Все краски для грунта, а также для следующего слоя, нужно разводить на натуральной льняной или подсолнечной олифе.

Загрунтованный корпус можно красить белилами, свинцовым или железным суриком, масляными красками на основе цинковых белил. По грунту из свинцовых белил или сурика желательно наносить следующий слой красками на той же свинцовой основе.

Для третьего слоя можно применить те же краски, что и для второго, или пентафталевые, глифталевые и различные импортные эмали.

Наконец, для последнего, наружного слоя защитного покрытия можно применить глифталевые или пентафталевые лаки, дающие блестящую поверхность и образующие водонепроницаемую пленку.

                                                        Окраска стального корпуса.

Стальную обшивку грунтуют свинцовым суриком, свинцовым или цинковым кроном (желтым и зеленым), белилами, ярью-медянкой.

Второй и третий слои покрытия можно наносить этими же красками, глифталевыми или пентафталевыми эмалями, либо красками с нейтральными пигментами необходимого цвета. Для последнего — защитного слоя рекомендуются глифталевые и пентафталевые лаки.

Если корпус покрыли в качестве грунта битумным или каменноугольным лаком, светлые краски наносить нельзя. Следует нанести второй слой тем же черным лаком, а для третьего, декоративного слоя этот лак разбавить растворителем и ввести 8—12% по весу алюминиевой пудры. В свою очередь этот слой может быть осветлен нанесением дополнительного слоя какого-нибудь светлого лака с той же алюминиевой пудрой; теперь цвет будет светло-серебристым.

                                                  Защита корпуса от обрастания.

Для борьбы с обрастанием подводной части судна применяются специальные краски и мастики с ядовитыми веществами, способными убивать микроорганизмы. Такие краски в продажу для населения обычно не поступают, поэтому вместо них рекомендуются хотя и менее эффективные, но зато доступные свинцовые краски.

Лучшая из них — свинцовая зелень ярь-медянка. Несколько хуже свинцовые белила, свинцовый крон, свинцовый сурик и другие свинцовые краски цельных

цветов. Учтите, что примешивание к чистым свинцовым белилам масляных красок другого цвета (синей, красной, зеленой) ухудшает их противообрастающие свойства.

Окраска дюралюминиевых корпусов.

Дюралюминиевые лодки грунтуют фосфатирующими грунтами ВЛ-08 или ВЛ-02, в которые за 30 мин перед окраской вводят кислый разбавитель, или цинковыми белилами. Если вы не смогли достать фосфатирующий грунт, загрунтуйте лодку эпоксидной краской ЭП-51 белого цвета, в крайнем случае — эпоксидной смолой, введя в нее сухие цинковые белила или цинковый крон (эпоксидная смола должна содержать 6—8% отвердителя — полиэтиленполиамина).

Красить можете только цинковыми белилами марок М-00, М-0 или М на льняной олифе или глифталевом лаке марки 6с (водостойкий светлый). Покрытие в два слоя надежно изолирует металл от воды.

Нитрокраски (грунт и эмали) следует наносить только на очищенный (голый) и тщательно обезжиренный металл.

Можно красить масляными красками на основе цинковых белил, например, охрой, ультрамарином, кобальтом, киноварью, лазурью, зеленью цинковой, сиеной, сажей, умброй, алюминиевой пудрой. Но лучше применять не масляные краски, а масляные эмали, которые обладают большей прочностью и дают хороший глянец. Эмали наносят на слой масляного грунта; непосредственно покрывать ими металл нельзя.

Важно помнить, что масляные краски и все виды эмалей, содержащие свинцовые пигменты (свинцовый сурик, свинцовые белила, свинцовый крон), употреблять для окраски дюралюминиевых конструкций нельзя, потому что такие соединения разрушают алюминий.

Окраска бакелизированной фанеры.

Конструкции из бакелизированной фанеры можно покрыть бакелитовым лаком за один -два раза, а затем покрасить бакелитовым лаком с 12—10% алюминиевой пудры за два раза или какой-либо краской, которая рекомендована для деревянного корпуса. По высыхании бакелитового лака необходимо слегка прошкурить поверхность для лучшей адгезии (прилипания) последующих слоев краски. Если слой бакелитового лака перед окраской не наносится, придется прошкурить поверхность самой фанеры.

                  Как сделать строительную фанеру водостойкой.

Если вы не достали водостойкой фанеры и применили строительную, необходимо принять меры по защите ее от расслаивания. Вообще следует иметь в виду, что строительную фанеру целесообразно использовать лишь при постройке небольших — легких мотолодок, швертботов, тузиков, которые хранятся на берегу. Очень часто расслаивание фанеры начинается не снаружи, а изнутри корпуса, поэтому во всех случаях наличие воды в лодке крайне нежелательно.

Для защиты строительную фанеру необходимо пропитать натуральной олифой. Делается это так. Кистью наносится слой олифы, после чего поверхность фанеры проглаживается утюгом, нагретым до температуры 150— 200° С. Процедура повторяется до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать олифу. При такой пропитке олифа проникает в фанеру вплоть до клеевого слоя. Внутреннюю сторону обшивки надо пропитывать до установки на набор, наружную — после.

Все торцы фанеры необходимо защитить накладками, а корпус снаружи желательно оклеить тканью на лаке или густотертой краске (см. совет 156).

Водоотталкивающая окраска парусины.

Парусиновые чехлы и тенты красят масляной краской, разведенной на натуральной олифе. Перед окраской загрязненную парусину моют, а чистую просто смачивают. Краску наносят на слегка влажную поверхность с одной или с обеих сторон.

Парусину, подвергающуюся изгибам (тенты), окрашивают специальным составом. Для его приготовления в теплую дистиллированную воду (12 вес. ч.) настругивают воск (0,5 вес. ч.), мыло хозяйственное (0,5 вес. ч.) и нагревают ее до температуры 80—90°. Как только мыло

и воск растворятся, добавляют льняной олифы (43 вес. ч.) и все тщательно перемешивают. В смесь вводят краску (37 вес. ч.), продолжая перемешивать. После получения однородного состава нагрев прекращают и добавляют сиккатив (7 вес. ч.).

Восстановление оболочки надувной лодки.

         Защитный слой прорезиненной ткани, из которой изготовлена надувная лодка, можно восстановить. Нужно заполнить лодку воздухом до рабочего давления и тщательно промыть чуть теплой водой поврежденные участки (температура воды не выше 40° С), а затем протереть их сухой чистой ветошью и просушить. После этого восстанавливаемые участки протирают тампоном, смоченным в авиационном бензине или в бензине-растворителе «галоша», и снова просушивают. Резиновый клей на основе натурального каучука (обычный торговый клей или, еще лучше, клей 4508) разводят бензином до концентрации жидкой сметаны и наносят кистью в два-три слоя, каждый последующий после полного просыхания предыдущего.

Для одновременной окраски лодки выбранный пигмент (порошок) перемешивают с резиновым клеем. Количество пигмента подбирают в зависимости от требуемого тона. Хорошо выглядит покрытие, образованное резиновым клеем, смешанным с алюминиевой пудрой (на 1 кгс клея примерно 100 гс пудры). Количество наносимых слоев такой «краски» не должно быть менее трех. «Алюминированная» поверхность легко отмывается от грязи, уменьшает нагрев ткани, придает лодке нарядный вид. На полученную светлую поверхность можно нанести продольную декоративную полосу (полосы) голубого или оранжевого цвета. Во время работы лодка, естественно, должна быть надутой. Прилипание устраняют, припудривая окрашенные поверхности тальком.